Академия повышения квалификации и переподготовка специалистов

Ассоциативные тесты в психологическом консультировании и исследовании себя

Повышение квалификации
Ассоциативный тест Карла Юнга.
Это один из моих любимых ассоциативных тестов. Он помогает выявить внутренние конфликты, бессознательные страхи, отрицание и всего того, что не видно на поверхности, докопаться до сути настоящей причины любой проблемы, а также увидеть чужие программы, мешающие прийти к успеху. Поэтому я успешно применяю его, как в личной терапии, так и в групповой для разбора любой проблемы – деньги, рождение ребенка, отношения с партнером, покупка дома и тп.Ассоциативный тест Карла Юнга.
Это может быть всё, что угодно. Тест очень универсальный и позволяет выявить источник дисбаланса в любой области, которую Вы решили исследовать. Тест и анализ его довольно простой. Он может занять минут 20, а может и всю консультацию.
Прообразом теста служит метод свободных ассоциаций, который использовал Карл Юнг. Он применял его для установки мотиваций личности. Со временем метод трансформировался в методику по работе с проблемами, но имя автора в названии осталось.
Для проведения теста нужны листок бумаги и ручка. На листе бумаги нужно нарисовать следующую:
Исследуемое слово:
Выберите ту область, где есть проблема: бизнес, любовь, мужчина, женщина, призвание, семья, рождение ребёнка, секс, работа, отдых, деньги...
В качестве примера возьмём тему из тренинга «Деньги и Я» - «богатство».
Думаю, результаты исследования Вас удивят и позволят взглянуть на область увеличения Ваших финансов с совсем другой стороны.
Итак, мы выбрали богатство. Напишите «Богатство для меня – это…» и попробуйте это слово «на вкус».
Какие ассоциации оно вызывает?
Очень быстро, не задумываясь, впишите в первый (левый) столбец таблицы 16 ассоциаций, связанных со словом «богатство» или тем, которое исследуете Вы. Это может быть любое слово, словосочетание крылатое выражение, междометие, матерное изречение (если уж пришло, не сотрёшь)... И совершенно не обязательно связанное по смыслу с основным словом «богатство».
Не подбирайте идеальные выражения! Важно вписывать всё, как это есть для Вас в Вашей жизни!
Когда 16 ассоциаций будут готовы, переходите к заполнению второго столбца
Теперь соедините первое слово со вторым и найдите на них ассоциацию (уже не подкреплённую к ключевому слову «богатство», третье с четвертым, пятое с шестым и т. д. и впишите во второй столбец ключевую ассоциацию, выведенную из пары слов.
Например:
К слову, ассоциация — это не умозаключение. То есть ассоциация может быть любой, совершенно не обязательно связанной с предыдущими словами логически. На слова «отдых» и «опасно» у кого-то может возникнуть ассоциация — «экстрим», а у кого-то — «ужас». Самое главное — это почувствовать, что именно это слово приходит из подсознания как объединяющее эту пару слов.
Когда во втором столбике появилось 8 слов, переходим к третьему и снова соединяем первое слово со вторым, третье с четвертым и так далее и точно так же пишем в третий столбик ключевые ассоциации. Теперь их будет 4.
И, дальше, снова объединяем и выводим ассоциации. Их получится 2. А затем, объединяем два последних слова и у Вас получается итоговая ассоциация. То, с чем ассоциируется у Вас «богатство» (или Ваше исследуемое слово).
Последнее слово — это ключ!
Как Вам?
Удивлены или это ожидаемый результат?
Как себя чувствовали, пока выполняли это задание?
Открыли ли Вы в себе что-то новое?
Довольно часто полученное оказывается полной неожиданностью.
Что Вы можете сказать о последнем слове?
Что оно для Вас значит?
Расшифровка теста:
Первый столбец - наш «уровень реальности». Это то, что заполняет нашу повседневную жизнь -наши убеждения или убеждения навязанные социумом, не имеющие под собой серьезных оснований, но между тем влияющие на нашу жизнь.
Богатство — трудно, богатство — ложь, богатство — предательство, богатство — опасно, богатство получено нечестно и т. д. И у каждого человека есть, что сказать на эту тему. Мало кто из них понимает, о чем идет речь, потому что не являются богатыми людьми.
Так же на первом уровне теста очень хорошо заметна стратегия получения того, что мы исследуем. В нашем примере, стратегия достижения богатства.
  • Кто предполагает сам достичь, пишет: «пахать, бизнес, трудно, работа, усталость, не хватает...»
  • А кто-то считает, что богатство само придёт: «хочу, яхта, самолет, круиз, наследство...»
Проанализируйте, как у Вас обстоят дела со способом достижения богатства. Первый человек из моего примера скорее всего так и будет тяжело и добросовестно будет идти к своей цели, не ожидая чудо. Второй же так и будет ожидать у моря погоды и злиться, что яхты все не приплывают к нему, обижаться на мир. Также первый столбик слов позволяет оценить уровень пессимизма — оптимизма по отношению к ключевому слову. Чтобы его определить, прочитай 16 слов и постарайся оценить — по мере приближения к концу слова становятся более оптимистическими или менее?
Пример:
Если уровень оптимизма идет вверх — хорошо. Значит, в каком бы положении Вы ни были сейчас, Вы все преодолеете.
Если уровень оптимизма идет вниз — плохо. Потому что первые 8 слов – это слова социума, а слова от 9 по 16е – это ваши бессознательные установки.
Если Вы прочитаете слова из первого столбца на диктофон быстро, на одном дыхании, стараясь четко произносить слова и потом прослушаете, то услышите индуцированные (переложенные, навязанные) Вам страхи и убеждения - так называемые «вирусы сознания» (это то, что мы почему-то принимаем, хотя если как следует подумать, то это не имеет к нам никакого отношения).Слушая запись отслеживайте свои эмоции и телесные ощущения.
Скорее всего на каком-то слове у Вас поднимется волна несогласия, как будто это написали не Вы. Возможно, Вы почувствуете энергетический спад или мгновенную усталость и апатию.
Как появляются «вирусы сознания»?
Взрослые очень часто перекладывают свои страхи на детей или оправдывают свои неудачи - «Все богатые воры. Честно столько денег не заработать». Но бабушки жили в те времена, когда богатым стать честно было совершенно невозможно, если только ты не принадлежишь к очень узкой прослойке населения. Они жили во времена, когда могли посадить за то, что у тебя появилась корова. Поэтому они искренне верили в это. Но по какой причине Вы до сих пор тащите это убеждение за собой? Может пришло время оставить эту ношу?
Чужие страхи и убеждения отнимают у нас намного больше сил и энергии, чем свои собственные, и заставляют совершать совершенно немыслимые поступки.
В нашем сознании огромное количество ложных и чужих установок. Мы пропитаны насквозь чужими идеями, планами, мотивами и страхами.
Сейчас Вам предстоит сложная задачка — выловить в своем тесте эти чужие «глюкомысли».
Если Вы писали этот тест от руки на листке бумаги, вы легко можете обнаружить чужие «глюкомысли».
Они часто пишутся с помарками, ошибками, иным почерком.
Обнаружив в своем списке «глюкомысли», подумайте об их происхождении.
Возможно, вспомнится назидательный взгляд папы, наставления учительницы или дедушки. Но, как ни странно, чаще всего всем вспоминается мама. Вот кто, в основном, закладывает всё в нашу голову.
Второй столбец — это уровень разума. Это то, что я об этом думаю.
Большинство людей о своих проблемах не думают вообще. Они много говорят о них, живут ими, переживают о них, но крайне мало думают. А зря... Иногда хороший, крепкий, безэмоциональный анализ дал бы куда больше, чем часы волнительных разговоров.
На этом уровне вылезают лично Ваши ограничивающие убеждения.
Проанализируйте второй столбец своего теста и найдите в нем ограничивающие убеждения, препятствия. Если они есть, обдумай их, задав вопрос: «А почему я считаю, что это так?».
Каждый раз задавайте себе уточняющий вопрос, пока не убедитесь в том, что пришли к абсурду. Поймав себя на абсурдности доводов, посмейтесь над ними и расстанься с убеждением, как с вышедшим из моды пиджаком.
Вот пример типичного диалога психолога с человеком застрявшем на своем убеждении:
Вот такой диалог с самой собой нужно провести на каждое ограничивающее убеждение. Лучше, если диалог Вы будете вести письменно.
Третий столбец — это уровень чувств. На нем видны наши «эмоциональные крючки» - страхи, причины эмоциональных или внутренних конфликтов.
Внимательно посмотрите на этот столбец из всего-то четырех слов, и возможно Вам станут понятны истинные причины не только финансового, но и общего неблагополучия.
1. Из слов третьего столбца составьте несколько предложений.
«Богатство для меня – это …( слова 1.3.4.2)…Вы вставляете в него все 4 слова, может быть меняя их местами, склоняя, можете добавить 1-2 слова. Поиграйте словами. Выберите то предложение, которое является девизом Вашей жизни в данный момент, возможно не очень позитивный.
Например:
  • препятствие
  • успех
  • усталость
  • непринятие
Богатство для меня - это усталое непринятие препятствующее успехуИли, богатство – это усталость от успешного непринятия препятствий.Это и есть негативный девиз жизни препятствующий богатству.
2. На негативные фразы придумайте противоположные позитивные или желаемые.
  • Препятствие - свобода
  • Успех
  • Усталость – энергия
  • Непринятие – принятие
3. Из получившихся слов составьте несколько предложений и выберите то, которое Ваше, которое даёт вам ресурс.
Богатство для меня – это принятие свободной энергии успеха.
Или, богатство – это энергичное и свободное принятие успеха.
Четвертый и пятый столбец — это ключ к себе.
Что для Вас эти последние, ключевые слова? Подумай об этом.
Получается, что богатство – это .. (слово из 5 столбца)
Стандартной расшифровки последних трех слов не существует. Обычно это инструмент для анализа или подсказка для дальнейшей психологической работы. Там могут «выскочить» ключевые страхи человека, истинные, а не надуманные причины проблем, а также — подлинные мотивы. Ясно одно, если смысл слов — ключей далек от ассоциируемого понятия (в нашем случае это — богатство), корень проблемы лежит в сферах и плоскостях, далеких от сферы денег как таковой.
А значит, денежная ситуация не наладится до тех пор, пока не будет проработана и решена истинная проблема. Как правило, она органично завязана на одном из трех:
1. проблема детско-родительских отношений;
2. самооценка;
3. система ценностей
Возьмите лист бумаги и нарисуйте последнее слово.
  • Если оно хорошее — сохраните рисунок. Это Ваш энергетический ресурс.
  • Если плохое — посмотри на него какое-то время, попрощайся и торжественно сожгите.

Работа с тестом на этом закончена. Надеюсь, дала Вам много открытий!
Курс ассоциативных тестов можно приобрести здесь за 5 000 руб:
ЗАПИСАТЬСЯ
Записаться на обучение